- Главная /
- Услуги /
- Юридические услуги /
- Юридическая практика /
- Иностранные квоты для трудоустройства
Одни из самых внушительных административных штрафов предусмотрены КоАП за правонарушения в сфере привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства. В том числе это касается и порядка соблюдения ограничений на использование иностранной рабочей силы в определенных отраслях экономики. В ряде случаев учитывать их необходимо даже тогда, когда фактически вид деятельности, в отношении которого установлен лимит на иностранных работников, хозяйствующим субъектом, и не ведется.
Помимо незаконного привлечения к трудовой деятельности иностранцев и нарушения правил такового на торговых объектов работодатели (заказчики работ, услуг) в том числе несут административную ответственность за несоблюдение установленных в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (п. 1 ст. 18.17 КоАП). Штрафные санкции за такое правонарушение составляют от 800 тыс. до 1 млн рублей. Альтернативой штрафу в данном случае является приостановление деятельности на срок до 90 суток. Но, как правило, судьи не идут навстречу просьбам заменить миграционный штраф приостановлением деятельности (постановления ФАС Вос-точно-Сибирского округа от 6 декабря 2011 г. №А33-6218/2011; ФАС Московского округа от 8 ноября 2012 г. №А40-51950/12-92-481; ФАС Северо-Кавказского округа от 18 июня 2012 г. №А53-26584/2011; ФАС Северо-Западного округа от 29 июля 2011 г. №А21-9646/2010).
При этом следует отметить, что индивидуальные предприниматели несут административную ответственность по пункту 1 статьи 18.17 КоАП наравне с юридическим лицами, т.е. в том же объеме (примечание к ст. 18.1 КоАП, определение ВАС от 8 декабря 2010 г. №ВАС-15981/10, постановление ФАС Московского округа от 19 апреля 2010 г. №КА-А40/2348-10).
О каких ограничениях идет речь
Пункт 5 статьи 18.1 Закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ (далее – Закон №115-ФЗ) предоставляет правительству право ежегодно, с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан РФ, устанавливать допустимую долю иностранных работников, которые могут быть привлечены к работе в той или иной отрасли. Это означает, что к началу года работодателям, ведущим, попавшие под ограничение виды деятельности, необходимо привести свой «иностранный» штат в соответствии с новыми цифрами. Трудовой кодекс даже содержит на этот случай специальное основание для расторжения трудового договора (подп. 12 ст. 83 ТК). Причем, поскольку оно относится к не зависящим от воли сторон, ограничения, предусмотренные в отношении увольнения работника по инициативе работодателя статьями 81, 261 и 269 Кодекса, в данном случае не применяются. Иными словами, по рассматриваемому основанию трудовой договор может быть прекращен, в том числе с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, несовершеннолетними сотрудниками и работниками, находящимися в отпуске или на больничном.
Впрочем, по сравнению с 2012 годом, в текущем году допустимая доля иностранных работников по большинству видов деятельности остались прежними, а в отношении одного из них – увеличилась. Таким образом, если работодателем соблюдались ограничения в прошлом году, к началу текущего «сокращать» штат необходимости для него возникло.
Итак, на 2013 год допустимая доля иностранных работников в отдельных видах деятельности утверждена постановлением правительства от 1 декабря 2012 г. №1243 (далее – постановление №1243). Согласно данному документу работодатели в принципе не вправе использовать иностранную рабочую силу при ведении таких видов деятельности как:
- – розничная торговля фармацевтическими товарами (код ОКВЭД 52.31);
- – розничная торговля в палатках и на рынках (код ОКВЭД 52.62);
- – прочая розничная торговля вне магазинов (код ОКВЭД 52.63).
В прошлом году в этот перечень также входила розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво по коду ОКВЭД 52.25.1 (постановление правительства от 22 декабря 2011 г. №1086). Однако в 2013 году допустимая доля иностранных работников в данном виде деятельности составляет 25 процентов от общей численности сотрудников.
Следует также учитывать, что еще с декабря прошлого года вступили в силу поправки, внесенные в Закон №115-ФЗ Законом от 12 ноября 2012 г. №185-ФЗ, которыми установлены новые требования к иностранным гражданам, работающим в сфере торговли. В частности, такие работники должны подтвердить владение русским языком на уровне не ниже базового уровня владения русским языком в установленном порядке (п. 7.6, п. 8.1 ст. 13.1 Закона №115-ФЗ). Исключение сделано только для граждан государств, в которых русский язык является государственным языком, а также случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ. Перечень документов, которые могут послужить подтверждением уровня владения русским языком, приведен в п. 8.2 ст. 13.1 Закона №115-ФЗ.
Обратите внимание! Требование о владении русским языком на базовом уровне иностранными работниками в торговле обратной силы не имеет, а значит, не распространяется на трудовые отношении, возникшие до 1 декабря 2012 г.
Как и в прошлом году, в текущем допустимая доля иностранцев в прочей деятельности в области спорта составляет 25% от общей численности сотрудников (код ОКВЭД 92.62).
О каких иностранцах идет речь
Согласно пункту 3 постановления №1243 давать разъяснения по его применению уполномочено Министерство труда и социального развития. В исполнение данного положения Минтрудом утвержден приказ от 15 января 2013 г. №9н, накануне прошедший регистрацию в Минюсте и вступивший в силу 28 мая текущего года (далее – Разъяснения).
Согласно данному документу постановление №1243 распространяется на всех иностранных работников, находящихся на территории России на законных основаниях, без каких-либо ограничений. Иными словами, даже статус высококвалифицированного иностранного специалиста не дает оснований не применять к нему установленные ограничения. Другое дело, что под иностранными работниками в постановлении №1243 следует понимать иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации и ведущих в установленном порядке трудовую деятельность. Проще говоря, временно или постоянно проживающие в нашей стране мигранты могут работать в розничной торговле и зани-маться прочей деятельностью в области спорта без каких-либо ограничений. Аналогичные разъяснения давали и специалисты Минздравсоцразвития при утверждении правительством допустимой доли иностранных работников на 2012 год (постановление правительства от 22 декабря 2011 г. №1086, приказ Минздравсоцразвития от 1 февраля 2012 г. №71н).
Вид деятельности по ЕГРЮЛ И ЕГРИП
Согласно пункту 3 Разъяснений хозяйствующие субъекты, заявившие при государственной регистрации виды деятельности, предусмотренные кодами ОКВЭД 52.25.1 и 92.62, вправе привлекать иностранных работников в размере 25 процентов от общей численности работников. Исходя из такой формулировки можно сделать вывод, что в данном случае имеют значение именно коды ОКВЭД указанные в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, нежели фактическое ведение соответствующей деятельности. Следует отметить, что давая аналогичные ограничения относительно постановления правительства от 22 декабря 2011 г. №1086 представители Минздравсоцразвития отдельно указывали, что хозяйствующие субъекты, заявившие при государственной регистрации виды деятельности по кодам ОКВЭД с «нулевой» допустимой долей иностранных работников не вправе привлекать и использовать мигрантов независимо от их профессии (специальности). Однако отсутствие такого уточнения в Разъяснениях вряд ли можно расценивать как отказ от данного правила.
Анастасия Косых,
эксперт ООО «ЦЭИНФ»
по заказу журнала «Податi»