- Главная /
- Услуги /
- Юридические услуги /
- Юридическая практика /
- Ответственность за несвоевременную уплату взносов
Законодательство о страховых взносах предусматривает, в том числе и ответственность за их неуплату. Но вправе ли инспекторы фонда привлечь страхователя к таковой, если сумма взносов исчислена им без ошибок и «задекларирована», но перечислена позже установленного срока? Решением от 31 мая 2013 г. №ВАС-3196/13 Высший Арбитражный Суд окончательно устранил такую возможность.
Страховые взносы уплачиваются страхователями в течение расчетного периода в виде ежемесячных обязательных платежей (п. 4 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ). Их исчисление производится по итогам каждого календарного месяца, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала года до окончания соответствующего месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. Уплате взносы подлежат не позднее 15-го числа месяца, следующего за тем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Ежеквартально страхователи обязаны отчитываться перед фондами:
- – в ПФР по взносам на ОПС и ОМС – не позднее не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом, которыми признаются квартал, полугодие и 9 месяцев;
- – в ФСС по взносам на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом.
В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательствами страхователем подлежат уплате также пени, начисляемые за каждый день просрочки (п. 1, 3 ст. 25 Закона №212-ФЗ).
Наконец, неуплата или неполная уплата взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) страхователя влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы (п. 1 ст. 47 Закона №212-ФЗ).
В этом смысле, казалось бы, если суммы страховых взносов исчислены страхователем верно, то есть не имело место занижение базы или иной неправильный расчет, и платеж лишь просрочен, предусмотренная пунктом 1 статьи 47 Закона №212-ФЗ, применению не подлежит. В подобной ситуации только начисляются пени, компенсирующие потери бюджеты в связи с несвоевременной уплатой взносов, но…
Требование об уплате взносов
При выявлении недоимки представители фонда должны составить документ о сем факте по форме 3-ПФР (утв. приказом Минздравсоцразвития от 7 декабря 2009 г. №957н) и направить налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме страховых взносов, а также об обязанности уплатить ее в установленный срок. Таким извещением признается требование об уплате недоимки. По общему правилу оно должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня его получения. Но в самом требовании моет быть указан и более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам. Форма требования 5-ПФР также утверждена приказом Минздравсоцразвития от 7 декабря 2009 г. №957н. При этом она содержит положение, согласно которому в случае неисполнения требования в установленный срок страхователь несет ответственность, определенную статьей 47 Закона №212-ФЗ, то есть за неуплату взносов. Тем самым, получается, что соответствующий штраф может быть взыскан с него в том числе при неисполнении требования об уплате недоимки, возникшей в результате просрочки платежа при том, что сумма взносов страхователем исчислена верно и отражена в отчетности. Посчитав, что в этом смысле форма 5-ПФР не соответствует статье 47 Закона №212-ФЗ, один из плательщиков страховых взносов обратился в Высший Арбитражный Суд с заявлением о признании недействующим приказа №957н в части утверждения данной формы.
Всего лишь неверное толкование
В отзыве на заявление Минтруд, как правопреемник Минздравсоцразвития, указал, что оспариваемый приказ издан в полном соответствии с Законом №212-ФЗ и в рамках полномочий, которыми было наделено Минздравсоцразвития в свое время. При этом эксперты министерства полностью подтвердили, что ответственность по статье 47 Закона №212-ФЗ может применяться только в случае занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного их исчисления или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков, которые повлекли неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов. В противном случае лишь начисляются пени. Иными словами, по мнению чиновников, оспариваемая форма данного порядка не меняет, а значит, не противоречит федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает права заявителя. Что же касается практики отдельных территориальных отделений Пенсионного фонда по привлечению плательщиков страховых взносов к ответственности за неисполнение в установленный срок требований об уплате страховых взносов, то таковая лишь основана на неправильном толковании положений оспариваемого приказа в указанной части. Собственно говоря, это противоречит и Методическим рекомендациям самого фонда по организации работы его территориальных отделений (утв. распоряжением правления ПФР от 5 мая 2010 г. №120р). Согласно пункту 2.2. данного документа плательщик страховых взносов не может быть привлечен к ответственности на основании статьи 47 Закона №212-ФЗ за неуплату (неполную уплату) правильно исчисленных страховых взносов.
Тем не менее, представители ВАС посчитали, что указание в форме 5-ПФР на то, что при неисполнении требования в установленный срок страхователь несет ответственность по статье 47 Закона №212-ФЗ, на практике приобрело большую силу, чем признает за ним Минтруд. И прежде всего это просматривается в деле заявителя.
Неверное толкование имеет источник
Общество, обратившееся с заявлением в ВАС, решением управления ПФР в конце 2012 года было привлечено к ответственности за неуплату правильно исчисленных компанией взносов в срок, установленный в соответствующем требовании. При этом в соответствующем решении инспекторы фонда непосредственно сослались на то, что форма 5-ПФР содержит положение, возлагающее ответственность, предусмотренную статьей 47 закона №212-ФЗ на страхователя, которым не исполнено требование об уплате недоимки в указанный в нем срок. Как посчитали инспекторы, Минздравсоцразвитие при утверждении формы отнесло такое промедление к другим неправомерным действиям (бездействию) по неуплате страховых взносов.
В связи с этим довод представителей Минтруда о том, что такая практика отдельных территориальных отделений ПФР лишь основана на неправильном толковании положений оспариваемого приказа в указанной части и не свидетельствует о том, что он противоречит Закону №212-ФЗ и нарушает права заявителя, судьи убедительным не посчитали. На этом основании форма 5-ПФР в части указания на возможность привлечения страхователя к ответственности, определенной статьей 47 Закона №212-ФЗ была признана судьями недействующей.
Михаил Тушнов,
эксперт ООО «ЦЭИНФ»
по заказу журнала «Податi»